Советы учителя-логопеда

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

"Детский сад № 329 комбинированного вида"

 

Советы учителя-логопеда

    Татьяна Васильевна Ломиворотова - учитель логопед;

    Нина Геннадьевна Черникова - учитель логопед;

    Надежда Николаевна Шакирова - учитель логопед;

   Маргарита Алексеевна Козленко  - учитель логопед;

   Наталья Юрьевна Чернова  - учитель логопед;

   Марина Сергеевна Страхова - учитель логопед.

 

Советы учителя-логопеда

 

    

 

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию

 

Учимся правильно дышать

 

    Аппарат дыхания:
    А) Легкие наполнены воздухом и состоят из эластических пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения.
    Б) Грудная клетка, к стенкам которой плотно примыкают легкие. Сокращением сильных наружных межреберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких она спадается и сжимает легкие (при выдохе).
    В) Диафрагма - мощная плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется и, опускаясь вниз, освобождает место для легких, увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них
воздух (выдох).
    Г) Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник и через него на диафрагму - содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыхании вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе.
    Дыхание, осуществляемое движениями грудной клетки, называется грудным; производимое при помощи диафрагмы и брюшных мышц – диафрагмальным или брюшным.
    Дети пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким, экономным, плавным и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается верхнегрудное, или ключичное дыхание (при нем поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки легких). Этот тип дыхания вреден для здоровья, от него надо отучить детей.
    Неумение малышей дышать ртом вносит дезорганизацию в произношение: пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе.


    У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:
    1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
    2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
    3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (Мы с мамой пой - (вдох) – дем гулять).
    4. Торопливое произнесение фраз без перерыва, с «захлебыванием».
    5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.


    Недочеты детского дыхания преодолеваются:
    а) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха,
    б) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
    То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре. А в среднем и старшем отчасти и через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3-5 минутами.
    Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие игры:
    1. Дуть на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).
    2. Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, легких разноцветных бумажных бабочек, птичек.
    3. Сдувать со стола, с руки снежинки (бумажные), пушинки и т.п.
    4. Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
    5. Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.п.
    6. Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один, два», далее «один, два, три» и т.д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нем.
    Перед игрой ставиться игровая задача и вводится элемент соревнования: «Мой пароход направляется в Москву, твой в Киев. Чей прибудет быстрее?» Это повышает интерес ребенка к игре.
    Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное, спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.
    Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки. Выдох – с её сужением . В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Необходимо приучить детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Ребенок через рефлекс подражания усвоит манеру говорить правильно.

 

Развитие речи в раннем возрасте

 

 

    Раннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка. В раннем возрасте ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с близкими, ребенок овладевает нормативным поведением. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.

    Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом и в общем развитии. И поэтому для ребенка очень важно общение с его близкими, особенно с мамой, т.к. она выступает самым близким человеком для него. Именно к ней ребенок чаще всего обращается и делится впечатлениями. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

    Потребность ребенка в речевом общении со взрослым должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания - и только в этом случае исполнять их.

    С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

    Наблюдая развитие речи своего малыша, вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

    В повседневной жизни дети на каждом шагу встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки "хорошо" и "плохо" сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов.

    Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо, словом надо. Взрослые вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

    Значительный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до двух лет ребенок говорит мало, на третьем году он "вдруг" начинает говорить хорошо и много. Он уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения со взрослыми и со сверстниками.

    Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

    Если малыш уже "все понимает", но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то. Ведь дети развиваются благодаря участию в деятельности, получая помощь от взрослых.

    Но порой задержка в развитии речи может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Иногда взрослым просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на музыку и другие громкие звуки. Однако это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Если ребенок второго года не говорит и имеются хотя бы малейшие подозрения на то, что он недостаточно хорошо слышит, необходимо срочно обратиться к врачу.

 

Профилактика речевых нарушений в детском возрасте

 

 

    По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связанна с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья.

    Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков. Необходимо создавать условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым "играм" младенца. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

    Понимание речи происходит у ребёнка путём установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребёнка. Поэтому родители поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

    Лингвистическое воспитание ребёнка должно в первые годы жизни происходить на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребёнка трудной задачей, его речь может развиваться медленнее. В этом плане в семье должен быть установлен единый подход, который позволит ребёнку в последующем овладеть двумя и более языковыми системами.

В семье должны знать требования, предъявляемые к речи ребёнка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.

Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

    Не нужно в начальном периоде развития речи перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

    К 3-м годам у нормально развивающегося ребёнка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространённые предложения, его общение с взрослыми и детьми становится речевым.

    Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление реи в этом возрасте ещё несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков "р", "л", наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга.

    Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

    1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

    2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

    3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).

    4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

    5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

    На первом году жизни, помимо осмотров педиатра, ребёнка важно показать невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду; в возрасте 2-х лет - тем же специалистам, а также логопеду. Такие углублённые осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути развития речи.

    Логопедическая профилактическая и коррекционная работа проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках. При необходимости ребёнок направляется в логопедический детский сад. Младшим школьникам оказывают помощь логопедические пункты при общеобразовательных школах.

Дата последнего обновления страницы 17.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»